19 май 08:38Недвижимость

Процедура узаконивания пристройки к жилому дому. Легализации планируемой и самовольно возведенной пристройки

В стремлении расширить пространство и организовать вспомогательные помещения граждане часто сооружают пристройки к уже имеющемуся дому. В понимании многих проведение таких работ на личном участке является их законным правом. Однако законодательство не приемлет такого подхода и обязывает владельцев осуществлять строительство с соблюдением необходимых процедур.

Законодательная база по вопросу


Вопрос оформления пристроек затрагивает множество нормативных правовых актов в различных отраслях, основными среди которых являются:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс;
  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Нормативная база

Виды пристроек к частному жилому дому


Конкретные шаги по оформлению пристройки определяются типом постройки. По назначению можно выделить строения хозяйственного и жилого назначения.

В зависимости от соблюдения требований строительного законодательства, пристройки могут быть:

  • Законными, то есть возведёнными на основании необходимых разрешений и с соблюдением нормативов и стандартов.
  • Самовольными. Гражданский кодекс называет 3 признака самовольных строений. В случае с пристройками чаще всего идёт речь о признании их самовольными в связи с неполучением специальных разрешений.

Самым главным критерием классификации с точки зрения легализации пристройки служит уровень сложности возводимой конструкции. По данному критерию постройки делят на:

  • капитальные;
  • некапитальные.

Когда и какие пристройки необходимо узаконивать?


Знание вида постройки поможет определиться с дальнейшими действиями по оформлению.

Если речь идёт о некапитальной постройке, хозяевам достаточно заявить о ней по факту сооружения и обратиться в БТИ для отражения соответствующих изменений в технической документации на объект недвижимости. Такой порядок касается незначительных улучшений, которые не меняют общих контуров дома и не затрагивают несущих стен. Например, возведение крыльца, нового входа или сооружение навеса может считаться некапитальной пристройкой.

Если планируется пристройка, содержащая признаки капитальных изменений, то для признания её законной необходимо пройти ряд процедур. С точки зрения строительного законодательства, возведение пристройки считается реконструкцией дома, если:

  • меняются параметры дома (этажность, величины);
  • заменяются или восстанавливаются несущие элементы.

Легализация может осуществляться двумя путями. Выбор способа зависит от того, планируется ли постройка или уже имеется.

Если речь идёт об узаконивании планируемой постройки, необходимо позаботиться об оформлении разрешающей документации до начала изменений. В последующем возведённая по закону пристройка подлежит регистрации.

Оформление уже существующей самовольной пристройки означает признание её владельца законным собственником. Возможно это только в судебном порядке. Однако обращение в суд не гарантирует заявителю удовлетворение его иска в признании его владельцем строения. Последствием отказа является снос постройки или даже всего дома, если его невозможно вернуть в первоначальное состояние.

Процедура узаконивания пристройки. Необходимые документы и стоимость


Несмотря на очевидные преимущества административного, то есть заблаговременного, оформления изменений, для граждан актуальны оба способа легализации. В данном разделе мы рассмотрим порядок оформления в двух возможных вариантах.

Как узаконить планируемую пристройку?


Если планируется капитальная пристройка, её возведение может осуществляться после получения разрешения.

Получение разрешения на пристройку к дому

Порядок узаконивания включает следующие стадии:

  1. Получение разрешения на строительные работы.
  2. Ввод в эксплуатацию измененного объекта.
  3. Регистрация права собственника в отношении изменённого объекта недвижимости.

Порядок согласования реконструкции определён статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

До начала работ необходимо обратиться с заявлением в местную градостроительную службу (архитектурное бюро или строительный отдел). К заявлению прилагаются:

  • подтверждающие право на участок и жилой дом документы;
  • технические документы на дом;
  • градостроительный план участка: выдать такой план должна местная администрация в течение 20 дней после получения соответствующего запроса, документ предоставляется безвозмездно;
  • схема или проект пристройки, подготовленный самостоятельно или специализированной организацией.

Заявление можно представить путём личного обращения в местный уполномоченный орган, через многофункциональный центр или единый интернет-портал госуслуг, а также отправить почтовой связью.

В течение 7 дней компетентная служба выносит решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на сооружение пристройки.

В отношении капитальных строений с 1 марта 2018 года обязательна процедура ввода в эксплуатацию. Чтобы добиться разрешения на использование обновлённого объекта, следует обратиться с заявлением в инстанцию, согласовавшую строительство. К заявлению необходимо приложить:

  • документы, подтверждающие законное владение участком и жилым домом;
  • градостроительный план участка;
  • разрешение на возведение пристройки;
  • документ о соблюдении технических требований и нормативов при сооружении пристройки;
  • технический план дома с учётом пристройки.

Для подготовки последнего обращаются к кадастровому инженеру. Стоимость услуг по составлению плана в среднем составляет от 10 тысяч рублей. Однако в зависимости от региона, размеров дома, расположения участка и сложности работ, сумма варьируется и может достигать 40 тысяч рублей. На основании документа изготавливается технический паспорт изменённого дома в БТИ, что обойдётся минимум в 1200 рублей.

Некоторые из указанных документов могут быть запрошены местным уполномоченным органом (документы на дом, разрешение).

Заявление с прилагаемыми документами рассматривается в течение 7 дней. В этот же срок уполномоченная инстанция организует выездное комиссионное рассмотрение возведённой конструкции на предмет её соответствия строительным и другим техническим требованиям законодательства, а также заявленной схеме пристройки. По итогам рассмотрения принимается решение о разрешении или об отказе во вводе изменённого дома в эксплуатацию.

Полученное разрешение даёт право домовладельцу приступить к завершающему этапу – кадастровому учёту изменений и регистрации прав на изменённый с учётом пристройки дом. Подать соответствующее заявление можно в местное отделение Росреестра или в МФЦ, а также в электронном виде через портал госуслуг.

К заявлению прилагаются:

  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • справка из БТИ;
  • квитанция об оплате пошлины за госрегистрацию: стоимость процедуры составляет 350 рублей согласно пункту 24 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

Пристройка является узаконенной с момента внесения сведений о доме в Единый госреестр недвижимости.

Пристройка к дому

Легализация самовольной постройки


Оформление самовольной постройки актуально для её владельцев в следующих обстоятельствах:

  • необходимость совершения сделки с домом;
  • жалобы от соседей и иных лиц, влекущие подачу в суд иска о признании пристройки самовольной и о её сносе;
  • добросовестное намерение владельца по узакониванию статуса проведённых изменений.

Изначально самовольная пристройка с юридической точки зрения не является собственностью домовладельца. То есть факт возведения строения хозяином дома не является достаточным для признания права собственности на этот объект. Статья 222 ГК РФ налагает ограничения по праву распоряжения таким объектом. В случае с пристройкой такое ограничение касается всего дома, поскольку изменённая конструкция не совпадает с той, которая предусмотрена техническими документами на недвижимость.

Законодательство даёт возможность приобрести право собственности на самовольно возведённую пристройку путём обращения в суд.

До обращения в суд заинтересованное лицо может самостоятельно оценить свои шансы. Положительное решение может быть принято при соблюдении следующих условий, названных частью 3 статьи 222 ГК РФ:

  • у лица есть правомочия на сооружение дополнительной конструкции: это означает, что участок и жилой дом находятся в законном владении лица, осуществившего пристройку;
  • в ходе строительства соблюдены специальные требования и нормативы;
  • существование пристройки не противоречит интересам иных лиц.

Соответствие данным условиям делают обращение в суд целесообразным. В таком случае необходимо ответственно подойти к подготовке комплекта документов, что занимает немало времени. Для получения некоторых бумаг понадобится обратиться в специализированные учреждения.

Требования о признании пристройки объектом права собственности излагаются в исковом заявлении. К иску прилагают:

  • документы о праве на жильё и земельный участок;
  • бумаги, подтверждающие факт сооружения пристройки;
  • технический паспорт или акт обследования из БТИ;
  • заключение от коммунальных служб о безопасности конструкции;
  • доказательства обращения истца в местные инстанции с целью добиться разрешения на строительство;
  • выписка из госреестра прав на недвижимость: бумага нужна для подтверждения отсутствия притязаний третьих лиц на пристройку;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

Величина пошлины определяется по правилам статьи 333.19 НК РФ в зависимости от стоимости пристройки. Оценка производится истцом самостоятельно с учётом затраченных средств. При явном занижении стоимости конструкции суд вправе не согласиться с обозначенной ценой иска и назначить проведение независимой оценки, что в последующем влечёт обязанность истца по уплате госпошлины исходя из реальной стоимости пристройки.

Дела рассматриваются судом, на подведомственной территории которого находится реконструированный дом. Если цена иска не превышает 50 тыс. рублей, документы направляются мировому судье.

Принципы рассмотрения дел по искам о признании права собственности на самовольные постройки сформулированы в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014.

Помимо названных в статье 222 ГК РФ условий суд учитывает попытки заявителя оформить пристройку в соответствии с законодательством. При отсутствии подтверждающих данный факт документов суд не будет рассматривать такой иск. Поэтому стремления многих граждан обойти длительные разрешительные процедуры в надежде узаконивания пристройки по факту являются напрасными.

Для проверки условия о соблюдения строительных и других специальных стандартов суд назначает строительно-техническую экспертизу. При обнаружении существенных нарушений суд отказывает в признании права на пристройку. Стоимость экспертизы оплачивает истец (порядка 15-20 тыс. рублей).

Оплата

В случае удовлетворения исковых требований домовладельцу необходимо обратиться в органы Росреестра для государственной регистрации произведённых изменений.

Комплект документов, аналогичный требуемому в случае легализации пристройки административным способом, следует дополнить решением суда о признании права на пристройку. Величина госпошлины в таком случае составляет 2000 рублей.

При легализации пристройки в судебном порядке расходы домовладельца существенно превышают издержки, необходимые для административного узаконивания. Так, стоимость легализации через суд помимо расходов, связанных с изготовлением технических документов, включает траты на экспертизу и оплату государственных пошлин. В некоторых случаях на домовладельца также налагается штраф за административные правонарушения, предусмотренные статьей 9.5 КоАП.

Причины для отказа в легализации пристройки


Рассмотрим основные причины, по которым судебные и административные органы принимают отрицательные решения в выдаче разрешения на капитальные изменения дома или в признании права собственности на них:

  • несоблюдение формальных требований (подача неполного комплекта документов);
  • отсутствие у заявителя правомочий на проведение реконструкции;
  • несоответствие планируемой или возведённой пристройки строительным нормам, назначению участка, проекту межевания участка;
  • несоответствие конструкции и используемых материалов требованиям безопасности, причём по данной причине отказ может иметь место на любой стадии: при планировании, вводе в эксплуатацию или в случае легализации через суд;
  • превышение предельных размеров допустимого строительства: в таких обстоятельствах планируемые превышения целесообразно согласовать с компетентным органом;
  • отклонение возведённого объекта от проектной и разрешительной документации.

Можно долго спорить о том, что требования по узакониванию пристроек несправедливы к правам домовладельцев. Однако такой довод не поможет владельцам отстоять свои права по защите собственности.

Несмотря на сложность и длительность, процедура заблаговременного оформления пристройки является предпочтительным методом. Хозяин же самовольной конструкции оказывается в более невыгодном положении. Ему предстоит пройти тот же сбор документов, а также длительное судебное разбирательство и немалые материальные расходы.
Партнеры