06 окт 04:55Бизнес

Что такое чистая прибыль?

Чистая прибыль – понятие, которое используется как в малых, так и крупных организациях. Именно эту часть прибыли стремятся увеличить бизнесмены, вводя в эксплуатацию новые технологии или разрабатывая планы по оптимизации производства. Для того чтобы правильно рассчитать показатель чистой прибыли, необходимо знать ее особенности, используемые коэффициенты и формулу.

Понятие чистой прибыли


Чистый доход – это остаток средств после осуществления оплаты всех обязательных государственных налогов, сборов и прочих платежей. Чистая прибыль дает возможность организации расширять оборотные фонды, формировать резервные бюджеты для обеспечения фундамента организации.

Чистая прибыль

В бухгалтерском балансе ЧП представляется в самой нижней строчке. Именно ее размер отражает прибыльность бизнес-проекта. Например:

  • Потенциальные инвесторы оценивают перспективность и привлекательность бизнеса по чистой прибыли;
  • Частные и государственные кредиторы оценивают способность компании погашать долги на основе ЧП;
  • Акционеры и собственники фирмы анализируют показатель чистого дохода с целью дать оценку эффективности построенного плана;
  • Организации-поставщики анализируют показатель чистой прибыли и оценивают устойчивость бизнеса и потенциал его развития, после чего строят планы на дальнейшее сотрудничество с компанией.

Для того чтобы проанализировать чистую прибыль, сторонние организации используют факторный или статистический анализ. В первом случае, особое внимание уделяют моментам, которые играют решающую роль в формировании ЧП. В статистическом анализе принято прогнозировать и выявлять тенденции развития чистого дохода в перспективе за несколько лет.

Чистая прибыль – компонент валового дохода, за счет которого формируется бюджет фирмы. Размер этого показателя позволяет повышать заработную плату сотрудникам, инвестировать в другие проекты и расширять масштабы самого производства.

Функции чистой прибыли


ЧП играет важную роль как в микро-, так и макросреде организации. В современной экономике чистому доходу выделяют ряд следующих функций:

  • Регулирующая. Из-за того что ЧП распределяется по всем фондам и подразделениям организации, этот вид дохода дает возможность регулировать все финансовые потоки компании;
  • Стимулирующая. Каждая компания стремится занять свое место на рынке и получить высокий доход. Для того чтобы увеличить чистую прибыль предприятие стремится улучшать свое производство, разрабатывать или внедрять новые технологии, тем самым развивая не только себя, но и отрасль;
  • Контролирующая. Наличие информации о чистой прибыли позволяет дать четкую характеристику бизнесу и прогнозировать дальнейшее его развитие.

Таким образом, чистая прибыль играет одну из решающих ролей в организации, позволяя постоянно развивать бизнес.

Замечание. Для того чтобы обеспечить эффективный рост производства, необходимо вкладывать около 70% чистой прибыли в бизнес.

Показатели, применяемые к чистой прибыли


Чистая прибыль – объеденное понятие, которое включает в себя несколько компонентов. Основных показателей, которые формируют чистый доход компании, два:

  • Себестоимость продукции;
  • Выручка за определенный период.

Для того чтобы эти показатели работали, их необходимо анализировать каждый год. Процедура анализа поможет в значительной степени повысить эффективность и прибыльность дела. Используя данные, эксперт может определить потенциал бизнеса, перспективы и курс развития, модернизацию оборудования.

Выручка за период


Выручка за конкретный период – компонент, который анализируется горизонтальным способом. Для того чтобы начать изучение выручки за конкретный период, необходимы следующие сведения:

  • Настоящий баланс компании;
  • Отчеты, в которых представлены данные о прибыли;
  • Финансовый план фирмы.

Всю указанную выше информацию можно найти в бухгалтерских документах. В зависимости от спецификации предприятия, список данных может быть расширен.

В зависимости от масштабов и возраста бизнеса, анализировать выручку можно за месяц, полгода или год. Это условие зависит от производства. Так, если организация занимается прямыми продажами, то важно анализировать каждый час. А если компания занимается производством, то анализировать деятельность достаточно раз в год.

Себестоимость товаров или услуг


Себестоимость продукции – один из главных критериев, на основе которого можно сделать вывод об эффективности и оптимальности использования имеющихся у компании ресурсов.

Себестоимость, как показатель, выражается в денежном эквиваленте. Этот компонент чистой прибыли дает возможность определить следующее: сколько было сделано затрат на изготовление одной единицы товара. В результате расчетов предприятие получает сведения о расходах на производство, подготовку, изготовление и продажу товара или услуги на рынке.

Главная цель показателя – выяснить, на каком производственном этапе издержки достигают наивысшего значения. После того как предприниматель получит эти данные, он сможет начать сокращение издержек путем ввода новых технологий, оптимизации рабочего плана, смены поставщика на более дешевого и т.д.

Формула расчета чистого дохода


Все данные, необходимые для расчета чистой прибыли, должны быть взяты исключительно за рассматриваемый период.

Формула:

ЧД=ФП + ВП + ОП - СН, где


  • ЧД – чистый доход, который необходимо найти;
  • ФП – прибыль финансового типа;
  • ВП – прибыль валового типа;
  • ОП – прибыль от всего производства без учета дополнительных выплат (операционная прибыль);
  • СН – итоговое значение налоговых выплат, которые устанавливает государство.

При этом для каждого отдельного компонента существует отдельная формула расчета. Так, валовая прибыль=выручка издержки производства, а финансовая прибыль=доход – расход.

Помимо указанной выше формулы, чистый доход может быть выражен в следующих формах:

ЧП=Общая выручка - Себестоимость - Коммерческие издержки - Доп.расходы - Налоги

ЧД=Прибыль - налогообложение

Каждая из формул имеет одинаковый экономический смысл, поэтому любую из них можно использовать. Основная формула (первая) имеет раскрытую структуру и дает возможность просчитать не только чистый доход, но и другие виды прибыли, сделав картину бизнеса более понятной.

Расчёт чистой прибыли

Статистика показывает, что в России чистая прибыль составляет порядка 14% – это нормальный показатель, к которому стремятся все новые фирмы. Если ЧД ниже 14%, то производство считается нерентабельным. А вот если этот показатель отрицательный, то бизнес работает в минус.

Распределение чистого дохода


Порядок и периоды распределения чистой выручки между участниками регулирует Федеральный закон №14 п. 1 статья 28. В соответствии с этим актом, организация вправе распределять ЧП раз в квартал, полгода и год.

Решение о распределении чистого дохода принимает совет директоров или руководитель организации. Законодательные акты не устанавливает перечень, на который предприятие обязано тратить чистую прибыль – это решает собрание общества или директор компании.

Замечание. Руководство имеет право распределять прибыль на любые нужны, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Видео: Что нужно знать о чистой прибыли?


Подробный рассказ о чистой прибыли со всеми нюансами и особенностями расчета:


Чистая прибыль - не только один из самых важных показателей эффективности бизнеса, но и лучший инструмент для его развития. Распределяя чистую выручку правильно, руководитель сможет обеспечить стабильный рост и развитие своего предприятия, улучшая конкурентоспособность и выходя на новые рынки.
Партнеры